Виктор Боровских и Светлана Тарасова "МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ"

07/12/2022 — 15/01/2023

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ
авторы: Виктор Боровских и Светлана Тарасова

Проект — лауреат Премии имени Андрея Баскакова
посвящается Андрею Ивановичу Баскакову и его Родине.

Андрей Иванович Баскаков — первый председатель Союза фотохудожников России.
Он был предан делу до последнего дня своей жизни, помогал реализовывать творческие идеи другим авторам, которые также, как и он, искренне и страстно любили фотографию. Мы тоже попали под обаяние этого человека и, хотя недолго смогли общаться с ним, продолжаем искать ответы на вопрос, что такое Художественная фотография. Мы стремимся к ней, ищем её всюду — в повседневной реальности, в путешествиях в дальние края, видим во сне, мечтаем о ней. Может быть мы снимем её, ту самую, которая воплотит в себе всю правду жизни, всю её поэзию и очарование. Может быть, она ответит на все самые важные вопросы или просто заставит встрепенуться на миг человека, загруженного заботами дня. Обдаст ощущением счастья, как внезапно налетевший после зимы тёплый ветер, поднимет со дна души давно забытые мечты детства, заставит вспомнить первую влюблённость, напомнит о том, как хороша жизнь, как прекрасен каждый день. Такая фотография роднит с небом.

Желание продолжить прерванный разговор привело нас на родину Андрея Ивановича — посёлок Вербилки, чтобы через образы его мира найти точки соприкосновения наших поколений. Уловить энергетику места, открыть источник внутренней духовной силы этого человека, понять, что его питало и вдохновляло. Прикоснуться к истокам его жизни и запечатлеть самое родное — сосновый лес и реку Дубну, на берегах которой прошло его детство.

Приехав на место, пришлось столкнуться с реальностью. Близость к Москве не сберегла посёлок от влияния «пластикового» века. Удобное местоположение притягивает дачников, гармония резных наличников и деревянных старых домов растворена в полчище новых утилитарных жилищ из сайдинга, железа и бетона. Барский дом родового имения Гарднеров, построенный в начале XIX века, разрушен до основания. Известный на всю Россию фарфоровый завод, градообразующее предприятие, еще функционирует, но уже «не так, как раньше», когда почти все население поселка стекалось по утреннему гудку. Такая действительность не соответствовала сюжетам, которые мы представляли. Нужно было уйти от документальности, пробиться через толщу времени к чистой энергии пространства. Задачу осложняла непохожесть двух авторов, снимающих и видящих по-разному. Чтобы договориться и научиться лучше понимать друг друга, нам пришлось искать один общий визуальный язык. Мы обратились к черно-белой фотографии, основой которой является свет. Свет, как суть фотографии (светопись) и свет, как внутренний смысл — очищающий, дающий надежду.

Это решение пришло не сразу, но оказалось единственно верным. Свет, исходящий от людей и природы, стал ключом, который мы искали. Люди преобразили место. Мы встречали лица и судьбы, которые были связаны с Андреем Ивановичем, напоминали о времени, когда он родился, через поколения приводили к тем, кто его окружал: друзьям, учителям, сослуживцам по работе, ученикам. Мы находили удивительно красивых людей. Тогда нам стала открываться ценность нашего присутствия в этом месте.

Иногда для того, чтобы вернуть утраченную гармонию, нужно перестать тосковать по прошлому, не пытаться заглянуть в будущее или приблизить окончание испытаний. Остановиться... Допустив, что есть более высокие смыслы, недоступные человеческому пониманию, мы позволили происходящему быть. Умиротворение приходит, когда получается отвлечься от сиюминутного, при этом оставаясь частью всего, что окружает. Поиск совершенных образов, недосягаемых, как любой идеал, сначала может показаться мучительным, а потом приводит к смирению. Сначала ищешь гармонию в кадре, потом находишь ее в человеке, например, когда появляется девочка, будто сошедшая с полотен Боттичелли. Тогда после долгих попыток поймать «тот самый образ», опускаются руки. Хочется просто смотреть, наблюдать за движениями и грацией, и фотография в таком случае кажется лишь жалким подражанием Творцу. Стремление к наивысшей кульминации может опустошить, если думать только о том, чтобы овладеть мгновением. Когда отпускаешь, то испытываешь исцеляющее состояние покоя. Оно приходит несмотря на внешний шум реальности. Ясность простых вещей, таких как падение листа, шум деревьев, кружение стрекозы или полет птицы, наполняют душу тишиной, а всё происходящее смыслом. Созерцание помогает довериться пространству и перестать искать подводные камни.

...Временами кажется, что все происходящее вокруг — лишь декорации. Внешнее нужно для того, чтобы сделать человека светлее и чище. Съёмка — это повод обратиться к внутреннему. Выбор конкретной темы —это возможность сузить рамки до места и героев, образы которых ищешь всегда. Даже когда реальность жизни кажется непривлекательной, в ней заложены мудрость и предопределенность… Сосредоточившись, можно понять глубокий смысл любого события, увидеть мир во всей его значимости и полноте.

Светлана Тарасова
Член Союза фотохудожников России.
Стипендиат Правительства РФ и Министерства культуры РФ для молодых деятелей культуры и искусства.

Публиковалась в изданиях: National Geographic Russia, Такие дела, Русский репортер, Monovsions Black and White Photography magazine, Dodho magazine, Edge of Humanity magazine, Известия и др.
Победитель и призер конкурсов:
Международный конкурс журналистики имени Андрея Стенина; Русско-австрийский конкурс Fotoruat;
Всероссийский конкурс "Молодые фотографы России"; Конкурс репортажной фотографии им. А.Ефремова;
ПитерФотоFest, Фотопарад в Угличе, Самарский взгляд, "Вера. Любовь. Юность", «PHODAR» (Болгария), «Я — Созидатель»; Международный православный конкурс "OrthPhoto Awards", "Без барьеров", "Семейный альбом", "Фотомания", «Аргус» и др.
Финалист конкурса HIPA, ОАЭ.
Финалист конкурса Silk Road Global News Awards, Китай.
Участник проектов:
Международного фестиваля фотографии PhotoVisa; Артрезиденции «Фотосимпозиум молодых фотографов», г. Заречный; Артрезиденции «Двойной взгляд», г. Калининград; Международного культурного обмена "Пекин глазами российских фотографов"; Виртуальной выставки в Аргентине EN PAUSA/ON HOLD в Музее de la Carcova.
Обладатель высшей награды Международного фестиваля фотографии в Пиньяо, Китай, 2021.
Работы хранятся в фондах Государственного Русского музея, г. Санкт-Петербурга,
Чувашского государственного художественного музея, г. Чебоксары.
Персональные выставки автора состоялись в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде,
Орле, Владимире, Пущино, Серпухове, Калуге, Вероне (Италия).
Член жюри конкурсов: Молодые фотографы России, Monovisions photography awards.

Виктор Боровских
Член Союза фотохудожников России.
Член Русского географического общества.
Стипендиат Правительства РФ и Министерства культуры РФ для молодых деятелей культуры и искусства.

Фотограф этнографических атласов ИАЭТ СОРАН «Народы, культуры и религии НСО», «Праздники и фестивали НСО».
Публиковался в изданиях:
FORBES, RT, Известия, «Такие дела» и др.
Лауреат конкурса «Молодые фотографы России-2013».
Многократный победитель регионального конкурса МЧС «Созвездие мужества».
Победитель международного конкурса Президентской библиотеки «Взгляд иностранца». Победитель конкурса «Я – созидатель».
Персональная выставка на международном фотосеминаре в Ниде, Литва (2015).
Лауреат фотоконкурса, посвященного 320-летию российского флота.
Участник выставки ГЦИ «Труд – цель, идея».
Обладатель Гран-при конкурса Индустриальной фотографии «Размах».
Участник проектов:
«Один день из жизни России»; «ФотоСоюз. Единство»; Международного фестиваля фотографии PhotoVisa;
Артрезиденции «Фотосимпозиум молодых фотографов», г. Заречный; Международного культурного обмена "Пекин глазами российских фотографов"; Выставки Happy Seasons в рамках International Festival of Photography PIP, 2021 в Пиньяо, Китай.
Финалист конкурса HIPA, ОАЭ.
Победитель всероссийского конкурса фотографии «Аргус».
Член жюри конкурса «Молодые фотографы России».

Вернисаж выставки состоится 7 декабря в 18.00. Вход по традиции свободный.

Вт — Вс, 12:00 — 21:00 |