ЛонДом. Благотворительная фотовыставка

09/04/2014 — 20/04/2014

londomlogo.jpg

ЛонДом – наша крепость

«Мой дом – моя крепость» – гласит известная английская поговорка. Полсотни российских фотографов собрались в этом проекте, чтобы дать детям Дом, ту самую крепость и устойчивость в жизни, которая поддержит их в самом начале жизненного пути.  

По завершении проекта мы надеемся, что в Костромской области ещё несколько детей, оставшихся без родителей, обретут свою семью, близких, свой настоящий Дом с названием «ЛонДом». Это название выбрано не только потому, что 2014 год – это Год Культуры Великобритании в России, но и потому, что Английский Дом во всём мире является символом прочных семейных традиций.

В этом благом деле приняли участие фотографы нескольких поколений, от патриархов до совсем молодых авторов, живущие не только в Москве, но и в Лондоне, Париже, Киеве, Вене, Нью-Йорке, Санкт Петербурге.  Пожертвовать свои работы для проекта сочли возможным и необходимым для себя самые яркие представители фотожурналистики и артфотографии, фотографы ведущих мировых агентств и крупнейших изданий, лауреаты самых престижных премий: Пулитцеровской, «World press photo», «Inter Press Photo», «Nikon Photo Contest International», «Society of News Design Award of Excellence», «EPICA» «European Design Awards», «Black and white photography. The Spiders Award», «Adidas AIPS. Canon». За их плечами – десятки персональных выставок и участие в крупнейших мировых выставочных проектах. Работы этих фотографов находятся в фотографических собраниях важнейших музеев мира и в коллекциях знаменитых коллекционеров. Они продаются на самых престижных мировых фотографических аукционах: «Sotheby’s», «Christi’s», «Philips de Pury» и других.

 Кроме профессионалов фотографии  в проекте приняли участие и те, для кого фотография стала второй профессией: телеведущие, кинематографисты, дизайнеры, архитекторы, менеджеры, учёные.

На выставке Вы увидите Великобританию глазами лучших российских фотографов: чопорную и смешную, авангардную и традиционную, цветную и монохромную, солнечную и туманную – разную, какой вы, может быть, её ещё не видели.

Александр Тягны-Рядно, куратор проекта.

 

Дорогие друзья!

С 9 по 20 апреля три благотворительных фонда – «Общественный фонд Владимира Смирнова», «Созидание», «Формула добра» - проводят фотовыставку «ЛонДом».

«ЛонДом» - это пятьдесят российских фотографов нескольких поколений, от патриархов до совсем молодых авторов, живущие в Москве, Лондоне, Париже, Киеве, Вене, Нью-Йорке, Санкт Петербурге.

«ЛонДом»  - это пятьдесят фотографий Лондона и Великобритании. Вы увидите страну и ее столицу глазами лучших российских фотографов: чопорную и смешную, авангардную и традиционную, цветную и монохромную, солнечную и туманную – разную, какой вы, может быть, её ещё не видели.

«ЛонДом»  - это фотовыставка, посвящённая «перекрёстному» году культуры России и Великобритании.

 «ЛонДом» - это возможность приобрести фотографии во время работы выставки и на специальном аукционе, и знать, что ваши деньги пойдут на благое дело.

 

«ЛонДом» - это будущий семейный детский дом для мальчиков, куда переселятся воспитанники Островского детского дома (Костромская область) вместе со своим опекуном. Где они научатся частной жизни и смогут обрести устойчивость, необходимую для будущего взрослого мира.

Все средства от продажи фоторабот выставки «ЛонДом» направляются на строительство этого семейного детского дома.

Таким образом, фотовыставка «ЛонДом» соединяет в себе искусство фотографии, которое динамично развивается, видоизменяется и становится арт-составляющей современного мира, и конкретную цель – помощь детям в обретении своего частного дома и частной жизни.

Благотворительная фотовыставка – это один из примеров нового, важного    взаимодействия профессионалов высокого искусства и благотворительности, с недавних пор укрепляющегося в нашей стране.

Мы надеемся и рассчитываем на поддержку и помощь в организации, освещении фотовыставки «ЛонДом», привлечении внимания широкой публики, ньюсмейкеров, общественных и государственных организаций к самой выставке, а так же к проблемам сиротства в стране.

 

Увидеть Лондон трудно, хотя знаком он с детства

Слишком много образов теснится в голове задолго до того, как мы попадаем сюда в первый раз. Лондонский туман доброго сказочника Дональда Биссета, опускающийся на город в самый день рождения королевы. Кенсингтонские сады Питера Пена, где гуляет мальчик, которому неведома старость. Полицейский на перекрёстке, который проводит вас в дом на Вишнёвой улице в «Мэри Поппинс». Таинственная лавка древностей и Флитская тюрьма у Диккенса. В общем, в город, где одновременно существуют приметы самых разных времён – чёрные кэбы, пабы, газовые фонари, символ нового тысячелетия London Eye, рыба с чипсами и джентльмены в цилиндрах – мы попадаем иногда раньше, чем начинаем толком говорить, и уж тем более писать и фотографировать.

Тексты из школьных учебников задают свою собственную сетку координат, перечисляя «лондонские достопримечательности», «places of interest» нужно зазубрить к контрольной работе – Биг Бен, Темза, здание Парламента, Гайд-парк, статуя адмирала Нельсона на Трафальгарской площади. А те, кто учился пораньше, помнят вдобавок ко всему Ленина в Британской библиотеке и «памятные места», связанные с автором «Капитала».

Позже мы узнаём ещё множество разных образов: свингующий Лондон шестидесятых, Лондон индустриальный и Лондон сексуальной революции, Beatles и Вивьен Вествуд, мировая финансовая столица, Лондон олимпиады и миллениума, «имперский Лондон», находящийся в трудных отношениях с бывшими колониями, «современный Вавилон» и место притяжения русских олигархов. В эту ткань, словно сотканную из метафор, символов и стереотипов, вплетаются и нити всего того, что мы вообще знаем об англичанах – «английская вежливость», «английский юмор», «уйти по-английски».

 «Если вы устали от Лондона, то вы устали жить, потому что здесь есть всё, что можно ждать от жизни», – сказал когда-то критик и поэт Сэмюэль Джонсон. «Его нельзя ни полностью увидеть, ни выразить. Ты к нему приговорён – он не даёт тебе выйти и взглянуть на целое», – говорит о современном Лондоне архитектор Бернар Чуми. «Я приехал в Лондон. Он стал центром моего мира,  я много работал, чтобы попасть сюда. И я в нём потерялся», – это слова Видиахара Найпола, лауреата Нобелевки по литературе… Судя по всему, призрачно-выдуманный Лондон существует не только в голове отечественного читателя и зрителя. Каждый, кто приезжает в этот город с большими ожиданиями, оказывается разочарованным и очарованным одновременно. Он похож сам на себя, этот Лондон, уже давно живущий в твоём воображении. И он – разительно отличается. Нет сходства в деталях – и в ощущениях. Старина здесь какая-то иная, чем в книгах – более приближённая к человеку, убаюкивающая, уютная. Современность – более прозаичная, пугающе заострённая, сбивающая с ног скоростью и многоголосием.

Можно ли вырваться из пространства воображения – и увидеть «реальный Лондон» сквозь объектив фотокамеры? И нужно ли? Что должен показать нам фотограф: навевающую покой своей предсказуемостью полусказку или то, что существует «в действительности»? Особенно, если то, что в ней существует, само похоже на фантазию, гротеск, миф?

В проекте «ЛонДом» временная, стилистическая, эстетическая лондонская разноголосица получилась очень выпуклой, очевидной, зримой. Старинное и постмодерное, волшебное и приземлённое, стереотипное и необычное – здесь есть всё. Каждый, кто когда-либо прожил здесь хотя бы несколько дней, узнает его. Да, Лондон – таков. Старый и новый, с перекрещивающимися и слитыми в едином сплаве деталями разных времён. Джентльмены в костюмах с иголочки и панки с хайрами перемешаны здесь в толпе, чёткость правил и жёсткость страт парадоксально сочетаются с неограниченной свободой, а богатство и бедность живут на соседних улицах.

Первое очарование городом восхищённого пришельца сменяется для многих чувством чего-то чужого, пугающе бьющего по глазам цветами и рекламными посланиями, ощущением изолирующей отстранённости, хаосом современности и торговых улиц вроде Оксфорд-стрит, где перемешаны народы из центра и с окраин бывшей империи. Следы этого выброса адреналина фиксируют снимки Виты Буйвид, Юрия Феклистова, Анастасии Кичигиной, Александра Лыскина. В них всё предельно узнаваемо для того, кто окунается в Лондон сразу и с головой, стараясь встроиться в местную жизнь студентом ли, эмигрантом ли. И от всего этого так хочется убежать в прошлое волшебных сказок Владимира Клавихо-Телепнёва, противопоставив отчуждённости и кислотным краскам знакомые успокаивающие приметы вроде чёрного кэба Владимира Марущенко, places of sightseeing – Биг Бен Льва Мелихова и Павла Маркина, Тауэрский мост Николая Рахманова. Но прелесть старины и истории оборачивается тоской: так сказка лондонских туманов оказалась угольным смогом и унынием плохой погоды, от которой многие англичане убегали и продолжают убегать на континент, на юг Франции, в Тоскану, в Штаты.

Однако постепенно фотограф, всматриваясь в здешние пейзажи, дома и людей, подобно алхимику замечает, показывает и сам совершает странное превращение. За полюсами восхищения и депрессии проступает сдержанность, такт и бережное отношение к чужим границам. За эклектикой – плавность переходов времён и эпох, их прорастание друг в друга. За жёсткостью линий – удивительное ощущение мягкости этой старой-новой культуры, где каждый равен другому, где можно быть любой и любым – и Лондон примет тебя без осуждения и освистывания.

Это материнское начало города проглядывает в «семейной сценке» Михаила Евстафьева, в утончённых цветах и линиях архитектурной съёмки Алексея Васильева, в нежной акварели Александра Тягны-Рядно, в забавных чертах чудаковатых персонажей Павла Косенко и Ирины Винтер. Так, пройдя неизбежные этапы некритической радости узнавания туриста и неприкаянность человека, пробывшего здесь пару месяцев, мы открываем для себя «реальный Лондон». Город, по которому бродит растрёпанный Эйнштейн с плакатом про «любовь как ответ на все вопросы» (снимок Марка Григоряна). Его символом становятся две пары Елены Альхимович и Сергея Лекомцева, взявшиеся за руки в пятне – такого лондонского, такого современного! – света.

Лондон и Англия нередко представляются россиянину почти антиподами. Краски здесь слишком яркие для нашего лингвоцентризма, законы исполняются чересчур строго, суды требуют скрупулёзных доказательств, а вежливость – «деланная». Здесь слишком давно не было революций и военных действий на территории страны, чтобы они смогли понять нас, а мы – их. В общем, англичане, как известно из лесковского «Левши» с младых ногтей, «ружья кирпичом не чистят».

И всё же именно им, этим вечным нашим оппонентам в Европе, удаётся устроить в нынешнем проекте давно ожидавшуюся встречу нескольких поколений российских фотографов. Соседство столь разных авторов не просто обнажает распавшуюся цепь времён, пропасть непонимания или борьбу старого и нового, но соединяет их в особенном синтезе, показывает преемственность традиций, а также теплоту внутренних связей нашего собственного сообщества. Это Лондон щедро делится своими удивительными качествами, соединяя то, что казалось разорванным, совмещая куски глыб эпох, позволяя каждому быть собой и частью нерасколотого социума. И если Париж имеет особенные, гармонично-закрытые, приватные отношения с русской культурой, то Лондон раскрывает её миру, давая при этом возможность почувствовать нашу в нём – и в себе – укоренённость. 

Виктория Мусвик, историк литературы и искусства, публицист, арт-критик.

Ср — Вс, 12:00 — 21:00 | Билет: 300 руб, студенты - 200, льготный - 150 руб