Русский мир паровозов

15/11/2020

Есть области человеческой деятельности, которые, возникнув, остаются навсегда. К таким занятиям можно отнести изготовление сёдел для верховой езды, скрипок, роялей, масляную станковую живопись, аналоговую фотографию, скульптуру, ручное вязание и создание ювелирных украшений. Совершенно ясно, что ездить удобнее в автомобиле, музыку создавать на синтезаторе, а живопись имитировать цифровыми технологиями. Однако архаичные и трудоёмкие занятия сохраняются, вопреки любой рациональности и прогрессивному здравомыслию. Всегда находятся люди, которые продолжают сушить дерево для скрипок и роялей, грунтовать холсты и поливать мокрую эмульсию на стеклянные пластинки. По-видимому, в их головах происходит что-то такое, чего в других головах не случается никогда. Нам остаётся только наблюдать и восхищаться результатами их странных занятий.

Среди подобных деяний изобретательного человечества особое место занимает эволюция средств передвижений. Собиратели маленьких машинок, велосипедов, самокатов и мотоциклов, серийных машин и настоящих суперкаров, самолётов и яхт хорошо известны и популярны. Однако самый большой вклад в развитие человеческой мобильности внесли незатейливые паровозы. Эти гигантские водонагреватели с паромеханическими толкателями колёс более столетия верой и правдой служили человечеству. История применения пара для движения началась с первой в мире сдвоенной паровой машины И.И. Ползунова, которая была изобретена ещё в 1762 году. Спустя почти сорок лет английский инженер Ричард Тревитик создал собственный паровой котёл и поставил его на колёса, а затем в 1801 году запатентовал первый в мире паровоз. Потребовалось почти двадцать лет, чтобы это изобретение превратилось в более-менее пригодное транспортное средство. В России первый «паровой дилижанец» создали в 1834 году Ефим и Мирон Черепановы. Тем не менее, по первой русской железной дороге между Петербургом и Царским селом в 1838 году поехали заграничные паровозы.

Поначалу в Российской Империи самокатные паровые машины называли паровыми телегами, парходками или паровыми экипажами. Общепринятое и гордое название «ПАРОВОЗ» окончательно утвердилось к 1837 году. Только после начала строительства Петербургско-Московской железной дороги в 1843 году было начато строительство собственных паровозов. Уже в 1845 году появились первые отечественные паровозы, выпущенные Александровским заводом. С этого момента начинается героическая и романтическая судьба русских паровозов. Огромная страна требовала надёжных коммуникаций, которые могли быть обеспечены только железными дорогами. По этой причине правительство Империи заключает множество контрактов на производство паровозов. Их начинают производить с 1869 года на Коломенском и Камско-Воткинском заводах, через год на Мальцевском и Невском, а в 1880-1890 гг на Луганском, Сормовском, Путиловском, Харьковском и Брянском заводах. Россия разрушила Английкую монополию, а блестящие русские инженеры А.П. Бородин, Е.Е. Нольтейн и В.И. Лопушинский разработали новые типы более совершенных паровозов. Это невероятное развитие инженерной мысли в практическом создании паровозов оставило огромный след в истории технического развития человечества. Разнообразие русских паровозов и истории отечественного паровозостроения плохо исследовано и ещё меньше показано широкой публике. Необычайная красота огромных стальных механизмов и функциональная эстетика паровозов ещё не оценена в мире искусства. Нет достойного внимания и к людям, которые любят своих старинных паровых подопечных так же, как скрипичный мастер любит готовую скрипку. Именно незаметные мастера уникальной и работающей истории хранят славу великой паровозной державы.

Настоящая выставка Артёма Василькова восстанавливает несправедливое отсутствие внимания, как к паровозному искусству, так и к суровой эстетике стальной механики. Блестяще выполненные фотографии, сделанные полуформатными и форматными камерами, раскрывают красоту и скрытую мощь огромных механизмов. Однако личное восприятие строится на деталях, к которым очень внимательно относится автор. Работы Артема Василькова – это суровая мужская фотография, которая создаёт самое ценное в искусстве – настроение и отношение к созерцаемому. Изящность, детальность и целостность добротных фотографий заслуживают самого внимательного отношения, а автор – безусловной похвалы. Надеюсь, что после просмотра этой выставки в памяти останется долгий эстетический след, который покажет мир паровозов в совершенно новом свете.

С.В. Савельев

|