Европейские специалисты по фотографии о наших выставках

06/03/2016

Эксперты по современной фотографии рассказали о проектах Александра Михалковича.

Профессор Университета искусств в Фарнаме (Англия), фотограф и видеограф Анна Фокс и редактор Yet magazine (Италия), куратор многих выставочных проектов Паола Палеари поделились с нами своими отзывами о выставках «Заставить интернет помнить Холокост» и «Прошлое умирает сегодня», которые в эти дни можно видеть в стенах Галереи Классической Фотографии.  

                                                                            Анна Фокс:

Александр Михалович – «культурный снайпер», работающий со скрытой историей, чтобы столкнуть забывчивую публику с воспоминаниями, которые та предпочитает не замечать. Память и фотография идут рука об руку в это критическое время – жизненно важно помнить, чтобы не забыть.
Михалкович совершает угон Интренета и говорит нам: «Я вторгаюсь в ваш мир закатов, сэлфис, котят и фудиз», он напоминает нам об истории, которая лежит под нашими ногами и которой мы стараемся пренебречь или вообще удалить.

В проекте «Прошлое умирает сегодня» Михалкович использует технику, близкую к работам Шимона Атти. Он проецирует прошлое на настощее, как след, который уже исчез, как напоминание. В работе Александра есть следующая степень уточнения. Он складывает вместе различные фигуры из прошлого и таким образом объявляет незаконорожденным как прошлое, так и настоящее. Эти запутанные коллажи ставят под вопрос иерархию и социальный контроль. Слуга трансформируется в дворянина, злодей в короля. 
Ветхие и все еще прекрасные здания становятся символом прошлого, по которому автор тоскует. Он населяет их парящими призрачными фигурами, как будто отстраненными из воображаемого мира – магического «нигде». Потерянные.

«Заставить Интренет помнить Холокост» еще более острый проект, который бьет нас по щекам своим шокирующим противопоставлением смерти и потребления. Мы брошены в тревоге и неуверенности, не зная, что думать об этом странном столкновении. 
Интернет - скользкий и часто искаженный контейнер, и Михалкович доводит эти качества до высшей точки тщательно спланированными действиями. Проект кричит нам «как мы можем», как мы можем продолжать жить так жадно, пренебрегая такой историей! Этот резкий проект с острой паранойей, заключенной в текстах, подтверждает присутствие некоего двусмысленого Большого Брата в шараде.

©Anna Fox 2016
www.annafox.co.uk
www.fastforward.photography

                                                  Паола Палеари «Попытка и Ошибка»:

Считается, что хороший критик, оценивая художественные работы, не должен подвергаться влиянию личного знакомства с автором. Говорят, что художественная работа должна говорить сама за себя, независимо от человеческого влияния, которое мы получаем от её создателя. 
Со мной происходит обратное. Для меня возможность установить контакт – в настоящий момент или нет – с жизнью, темпераментом и личностью художника означает много для понимания его/ее работы. Возможно именно по этой причине я влюблена в книгу Рудольфа и Марго Виттковер «Рожденные под Сатурном». Она сблизила меня с большими художниками, архитекторами и скульпторами прошлого, с которыми у меня нет ни единого шанса «встретиться», своим волшебным влиянием удалила вековую дистанцию между ними и мной и полностью изменила мое восприятие их работ.

Когда художники ещё живы, все становится гораздо веселее. А в случае с Александром Михалковичем стало даже увлекательнее. Я встретила его в Латвии в августе 2015 и не смогла не попасться в сложный калейдоскоп его проектов. Александр настолько включил самого себя в презентацию собственного художественного исследования, что ясно различить «персональную» установку и «авторскую» позицию стало невозможно. 

В то же время он требовал моего постоянного включения в темы и ситуации, которые совсем не забавны. Его фотопроекты имеют дело с монументальными концепциями, такими как история и политика, коллективная память и личное сознание, технологии и традиции. Мы говорим об областях, в которых любой человек может почувствовать дезориентацию, свалиться под их тяжестью, глубиной или значимостью, если только эта потерянность сама не является главной частью игры. 

Не простая задача, например, понять попытку «Заставить Интернет помнить Холокост» - название одного из проектов Михалковича. Начиная с размышления о том, как быстро мы забываем даже самые ужасные исторические события, Александр решает спровоцировать зрителя и «продавить» систему. Автор загружает в крупнейшие маппинговые системы Интернета фотографии массовых убийств евреев нацистами в Латвии. Неожиданно, при поиске точек, которые сегодня стали приятными местами отдыха, а еще недавно были местами жестоких убийств, среди снимков пляжей и напитков всплывают фотографии оружия или массовых захоронений.

Автор описывает каждый свой шаг и эта документация становится частью проекта. Большая часть «взломанных» изображений, которые автор загрузил в Интернет, были «перехвачены» и быстро удалены контролирующими системам. Технически, можно сказать, что автор проиграл. Но не совсем. «Я террорист, но во имя Памяти», - с самоиронией заявляет Александр в описании проекта. 

Именно этот аспект в творческом подходе Михалковича меня интригует больше всего: он не боится пробовать, и, в результате, не боится потерпеть неудачу. Ядро проекта - это принятие на себя ответственности за действия, спланированные, чтобы добиться реакции (не всегда приятной). Главная цель Александра – не утешить душу зрителя, и фотография здесь используется как средство постоянной проверки изначатльных намерений. Результат вторичен, потому что попытка достойна усилий.

©Paola Paleari 2016
http://paolapaleari.net

|