«Открытый цвет Кристофера Беркетта»

17/06/2011

В Москве пройдёт выставка американского фотографа, в работах которого техническое мастерство печати переплетено с нюансированным видением достоверной передачи природы.

Галерея классической фотографии представляет выставку 110 работ Кристофера Беркетта. Посетители экспозиций этого американского фотографа нередко говорят, что их ощущения сродни рассматриванию живописи, хотя им известно, что перед ними фотографии. При этом его фотографии не имитируют «живописные» эффекты мазков кисти, смешивания красок или нарочитого буйства цветов. Кристофер не просто фиксирует внешний облик вещей — подобно великим живописцам, он глубоко проникает в тайну внешнего облика природы и воплощает её в произведениях искусства, выявляющих её внутренний свет и живую структуру.

При передаче пространства в своих картинах Кристофер не полагается на иллюзии линейной или атмосферной перспективы. Скорее, подобно мастерам традиционной живописи, он задаёт объём пространства исключительно изобразительными средствами: противоборством форм и цветов, напряжением, возникающим между элементами картины. Он всегда изучает динамику развёртывания сюжета, и его изобразительные пространства выглядят свежо и уникально. Сюжеты большинства работ Кристофера Беркетта не имеют самостоятельной ценности; ему важна живость форм. Убедительное чувство реальности и природной достоверности его фотографий вытекает из целостности и внутренней энергии их форм. Форма даёт вещи возможность быть тем, что она есть. Латинское слово formosus обозначает одновременно «полноту формы» и «красоту». Именно форма — самый абстрактный аспект картины — ритмические взаимосвязи линий, контуров и цветов, динамичные напряжения между двумерной плоскостью и вырывающимися из неё цветными пятнами. Именно это делает фотографии Беркетта такими реальными и подлинно выглядящими.

Глядя на матовое стекло камеры, Беркетт видит композицию «смягчённым зрением», интуитивно анализируя все её элементы и их единство. Каждая ситуация по-своему уникальна, и для композиции не существует жёстких правил. Эдвард Вэстон определял композицию как самое сильное видение сюжета. И Беркетт знает, когда композиция получается наиболее сильной, в этот момент изображение фиксируется на плёнке во всей его цельности. Автор проносит вдохновение момента экспозиции через весь процесс печати, никогда не кадрируя фотографии, а печатая их целиком.