Кадры решают не все

29/04/2011

Спрос на фотографии мало подвержен колебаниям, но далеко не всякий отпечаток известного мастера имеет коллекционную ценность.

Крупнейшие аукционные дома регулярно проводят торги фотографиями: их результаты производят впечатление стабильности этого сегмента арт-рынка. Вот итоги последних продаж: 6 апреля в Нью-Йорке Sotheby's наторговал чуть более чем на 5,6 млн долларов, а двумя днями позже Christie's — почти на 5,4 млн долларов. Впрочем, рынок фотографии все-таки пострадал от кризиса: здесь давно не было новых рекордов — если, конечно, не считать таковым удивительную сумму, выложенную за абсолютно банальный пейзаж, снятый с вертолета президентом Дмитрием Медведевым. Его снимок Тобольского кремля (2009) был продан на благотворительном аукционе в Санкт-Петербурге в январе 2010 года за немыслимые 1,725 млн долларов.

Как бы там ни было, теперь эта фотография оказалась третьей в списке самых дорогих в мире, в компании подлинных шедевров. Дороже нее только «Озеро в лунном свете» (1904) Эдварда Стайхена (2,928 млн долларов) — один из трех существующих отпечатков, сделанный в технике автохромной печати (два других хранятся в американских музеях). А также диптих Андреаса Гурски «99 центов» (3,346 млн долларов) — снимок витрины супермаркета с измененной перспективой; тираж этого фото — также три экземпляра.

Впрочем, рынок формируют не рекорды, а работы в широком ценовом диапазоне, от нескольких тысяч долларов до сотен тысяч. И удивить этот разброс может лишь неофита — профессионалы знают, что цены на фотографические отпечатки регулируются четко.

Вопрос цены

Действительно, почему один из самых знаменитых снимков Анри Картье-Брессона «Позади вокзала Сан-Лазар» (1932), на котором запечатлен спешащий на поезд мужчина, перепрыгивающий через лужу, ушел на последнем Sotheby's всего лишь за 18,75 тысячи долларов? Даже дешевле очередного «Элеватора для зерна в Иллинойсе» (1986) Бернда и Хиллы Бехер, проданного за 25 тысяч долларов? Не говоря уже про абстрактную композицию чешского авангардиста Яромира Функе 1927 года (350,5 тысячи долларов).

Эти примеры ярко иллюстрируют принципы формирования цен. Их определенность основана прежде всего на том, что фотография — это тиражная техника воспроизводства с негатива: чем меньше тираж, тем ценнее снимок. Анри Картье-Брессон, социалист по убеждениям, принципиально отказался от нумерации тиража своих работ, поэтому они не поддаются учету и стоят относительно недорого. В случае с его фотографиями все зависит от возраста отпечатка (если его удается точно установить) — чем старше, тем дороже. Бернд и Хилла Бехер снимали по всему миру исключительно технические строения — их архив огромен, однако тиражи авторских отпечатков четко определены: не больше пяти экземпляров. Благодаря этому работы Бехеров, пусть и однообразные с виду, ценятся дороже (впрочем, тут тоже важен год печати). И наконец, уникальные отпечатки — сохранившиеся (или созданные) в одном экземпляре, максимум — в трех: они самые дорогие. Именно к ним относится абстрактный опус Яромира Функе, который был продан значительно выше эстимейта в 50 тысяч долларов: это единственный экземпляр, появившийся на рынке, к тому же напечатанный и подписанный самим автором в год его создания.

Таких критериев придерживаются не только частные коллекционеры, но и музеи. «Нас интересует исключительно винтажная фотография, — пояснили “Пятнице” в ГМИИ им. Пушкина. — То есть когда изображение снято, напечатано и подписано автором (или кем-то непосредственно под его руководством) в одно и то же время. Особое внимание уделяется тиражу». Музеи четко привязывают ценность отпечатков к их количеству: главный интерес представляет лимитированный тираж, от одного до трех экземпляров. Второй по значимости — так называемый галерейный, 5-12 экземпляров.

Работы с большой тиражностью коллекционируют частные лица — и именно эти отпечатки составляют основной массив фотографий, встречающихся на аукционах и ярмарках. Впрочем, цену на работу из такого тиража может значительно поднять подпись автора, указывающая на год ее печати.

«Больше всего ценятся оригинальные отпечатки, сделанные самим фотографом в год создания негатива, — подтверждает Мария Бурасовская, куратор галереи “Глаз” (glazgallery.com), — таких отпечатков у каждого автора не очень много, и именно за ними все охотятся. Гораздо дешевле идет прижизненная подписанная печать, если речь идет об уже умершем авторе. Оригинал как минимум в три-четыре раза дороже поздней печати».

Но и тиражные подписанные отпечатки различаются в цене: самые дорогие — последние номера из серии (например, десятый из десяти экземпляров). Как, скажем, фотография Синди Шерман «Без названия, № 96» (1981), которая будет выставлена 11 мая на торгах Christie's в Нью-Йорке с эстимейтом 1,5-2 млн долларов. У работы есть шанс войти в топ-десятку самых дорогих фотографий в мире.

Имеет значение и способ воспроизведения: более всего ценятся отпечатки с негативов, а не с файлов, как это принято сегодня. За историю фотографии способы печати менялись в зависимости от развития техники: самыми ценными (и при этом довольно распространенными) считаются бром-серебряные и платиновые отпечатки.

Последние достижения 

Цены на современную фотографию формируются по тем же принципам, что и на классическую: прежде всего важен тираж. Но здесь планка чуть ниже — он не должен превышать 20-25 экземпляров.

Только что открывшаяся в Москве Галерея классической фотографии (classic-gallery.ru) на своей первой выставке показывает творчество современных американских мастеров пейзажа, таких как Ансел Адамс, Алан Росс, Джон Секстон и других. «У нас есть несколько подлинников Адамса, напечатанных им самим, цены на них варьируются от 10 до 50 тысяч долларов, — рассказывает арт-директор галереи Ярослав Амелин. — У него есть 24 работы, которые он разрешил печатать неограниченным тиражом после его смерти: они стоят не дороже тысячи долларов». 

Критерии оценки современной фотографии более сложные; к тому же, многие из работ проходят по ведомству современного искусства и продаются на соответствующих ярмарках или аукционах (как, например, упомянутые произведения Андреаса Гурски и Синди Шерман). «Современная фотография оценивается по степени известности автора, по тому, какие музеи его выставляли, в каких коллекциях его работы находятся, участвовали ли они в аукционах, много ли было публикаций, — объясняет Мария Бурасовская. — Цена на работы молодого автора определяется компромиссом между его собственными амбициями и трезвой оценкой галериста. У нас снимки молодых российских фотографов стоят от 300 евро. Если продажи идут хорошо, то мы повышаем цены».

Где покупать 

Помимо упомянутых выше, можно рекомендовать галерею Photographer (www.photographer.ru). Она специализируется на документальной и репортерской фотографии и является официальным представителем агентства Magnum. По соседству с ней на «Винзаводе» располагается галерея «Меглинская» (www.meglinskaya.ru), знакомящая со звездами мировой современной фотографии. «Победа» на «Красном Октябре» (www.pobedagallery.com) сосредоточилась на современной российской фотографии. Покупать можно и на аукционах: как правило, цены там выше, чем в галереях, но зато можно встретить действительно уникальные отпечатки. Крупнейшей европейской ярмаркой фотографии является осенняя Paris Photo (www.parisphoto.fr). За американский рынок отвечает Международная ассоциация дилеров фотографии (AIPAD, www.aipad.com) — она проводит ежегодную весеннюю ярмарку в Нью-Йорке и сотрудничает с музеями и галереями.

Игорь Гребельников