Фотографические ценности на торгах

14/02/2016

В пространстве Галереи Классической фотографии (Саввинская наб., 23 корп. 1) проходит едва ли не центральное для отечественной фотографии событие года – ежегодный фотографический Салон. На этой ярмарке собираются ведущие фотографы, коллекционеры и фотолюбители страны.

Галереи и фонды делятся своими собраниями, пополняются частные коллекции, выставляются яркие фотопроекты, авторы которых гуляют по залам, наблюдая за зрителями. В этом году предусмотрена солидная лекционная программа, которая посвятит всех желающих в основы фотоколлекционирования, а завершит мероприятие аукцион, где будет представлено более ста лотов уникальных работ советской и русской фотографии.

На первом этаже галереи эклектичным надрывом смотрит со стен проект Александра Михалковича «Заставить интернет помнить Холокост». Автор придумал взламывать соцсети, чтобы вбросить в сахарно-идиллические реки отретушированных lifestyle блогов снимки уничтожения евреев. Михалкович негодует, видя как на пляже, где расстреливали во времена Холокоста, сегодня снимают идиллические закаты, а ещё селфятся на фоне стен с изображениями позитивного Иисуса в баре под названием «Бургер Гетто». Фотограф пытается как-то прорвать эту ретушированную интернет-реальность правдой жизни, правдой прошлого. И кажется, что это трагическая попытка человека, который не совсем понимает, что большинство пользователей — не его ровесники.

Поколение, с детства привыкшее к красивой начинке гаджета, давно определило, что виртуальное отражение жизни будет прилизанно, потому что «зачем показывать негативное, если его и так полно в реальности». Только думающие люди, не зараженные эстетическим потребительством, смогут действительно оценить старания Михалковича и не пролистать черно-белые квадратики плохо качества в порывистом скролле (в галерее представлены скриншоты страниц социальных сетей). Но с другой стороны, несомненно, что идея автора, помимо стресс-эффекта, имеет глубокий посыл. Проект во имя памяти геноцида, как и любого другого страшного события истории, противодействует разрушительному влиянию сети, которая притупляет любую восприимчивость и скрывает правду в огромной куче красивого, но дезинформирующего мусора.

Основная составляющая Салона находится этажом выше. Здесь со зрителями делятся коллекциями пятнадцати приглашенных фондов и галерей, представлена и зарубежная школа фотографии (Картье-Брессон, Адамс, Фарер). Несомненно, привлекут внимание несколько остросоциальных снимков Джоэла Мейеровица, автора легендарной хроники трагедии 11 сентября, а также воздушные кадры о мечтательной юности из серии «Последний звонок» классика литовской фотографии Вацлава Страукаса.

Несколько серий решили объединить общей темой — «Вечным порядком хаоса», хорошим подспорьем для философствований в стиле Сьюзен Сонтаг: об истории фотографии, её смысле и назначении, субъективном видении фотографа и уникализации повседневности. На примерах советской снимков 1920-х — 1970-х (В.Тарасевича, Н.Белецкого, Л.Лазарева, неизвестных авторов) можно проследить изменение взгляда камер, эволюцию творческих и композиционных приёмов.

Стоит обратить внимание и на стенд питерской галереи «Art Of Foto». Туманный фантазийный мир этой реальности очень лиричен и, без сомнения, вневременен.

Анастасия Петракова

Московский Фотографический Салон работает до 14 февраля. Посетить аукцион, а также познакомиться с лекционной программой заключительного дня можно в недавнем материале или на сайте moscowphotosalon.ru

13.02.2016