Есть ли в России бизнес на фотоискусстве?

18/04/2011

Сегодня в Москве насчитывается порядка 10 фотогалерей, и практически все они не являются проектами приносящими прибыль их владельцам. Откровения профессионала в преддверии открытия Галереи Классической Фотографии в Москве.

 

Как правило, фотогалереи - это арт-проекты, поддерживаемые частными инвестициями состоятельных людей, интересующихся этим видом искусства. Можно сказать, что сегодня в России такое явление как фотогалерея находится в стадии динамичного развития. Процесс появления фотогалерей можно датировать серединой двухтысячных годов. Связано это в первую очередь с распространением цифровых технологий, которые сделали фотоискусство доступным для любого желающего. Если раньше, чтобы стать фотографом человеку требовалось, как минимум освоить непростую технику классической фотографии, то сегодня достаточно просто приобрести фотоаппарат. Это стало модным и массовым явлением. Однако это вовсе не означает того, что у нас существенно вырос уровень культуры фотографии и появилось много профессионалов высокого уровня. К сожалению, большинство проводимых сегодня выставок представляют собой выставки работ амбициозных людей, желающих быть художниками.

Галерея как бизнес-проект

Несмотря на малую прибыльность, а зачастую, даже убыточность, какая-то часть коммерческой составляющей здесь определенно присутствует. Например, галеристы организовывают различные мероприятия в рамках фотовыставок, проводят мастер-классы, в конце концов, берут деньги за входной билет. В то же время все вышеперечисленные мероприятия никак нельзя назвать галерейным бизнесом. Так как галерейный бизнес в полном смысле этого слова это, прежде всего формирование коллекций. Сегодня же в России нет развитого рынка покупки фотографий.

Как правило, отношения между фотохудожниками и владельцами галерей имеют дружеский характер, и регулируются не столько подписанными контрактами, сколько личными связями. Что касается финансовой стороны вопроса, то, как правило фотохудожник может рассчитывать на 50% от стоимости выставленной работы.

Сколько в среднем стоит работа фотохудожника? Все зависит от мастерства, как и в любом другом виде искусства. Но если говорить о средней цене работы далеко не самого известного фотографа, это около тысячи евро. При этом хочу отметить, что в России есть большая вероятность приобрести значительно переоцененную фотографию, которая в Европе и США может стоить в два, в три, а то в десять раз дешевле. Здесь играет роль отсутствие сформировавшегося рынка фотографии, помноженного на отсутствие массовой фотокультуры. Значительная часть работ, представленных в российских галереях и позиционирующихся как вид высокого искусства, на западе зачастую попадает в разряд любительской фотосъемки. Так как там этот рынок развит в значительно большей степени и насчитывает не одно десятилетие.

У нас же в стране до сих пор нет фотографического музея государственного масштаба, за последние 20 лет не издан ни один учебник по фотографии, отсутствует как класс высшее фотографическое образование. Нет специализированных институтов и факультетов, преподавателей фотографии с ученой степенью, не ведутся разработки по фотоматериалам, фотоаппаратам и оптике, необходимых фотографическому искусству. В фотографическом движении, как в творческом плане, так и в технологиях, Россия сегодня отстает от Запада на многие десятки лет, а отдельные редкие проблески лишь подтверждают это правило.

Галерея, как компания

Помимо фотохудожников галеристам нужны и другие профессионалы. Так, в первую очередь нужны кураторы, пиарщики и искусствоведы. Причем последние, конечно, должны иметь хорошее базовое образование и опыт работы в этой сфере. В основном люди сегодняшнего галерейного бизнеса пришли из издательств и музеев - бывшие фоторедакторы или искусствоведы.

У кураторов широкий спектр обязанностей, это и поиск авторов, и ведение переговоров, и формирование концепции выставки и многое другое. В среднем за реализованный проект куратор получает около 5 тысяч евро. Если говорить об организации выставки под заказ, с привлечением западных фотохудожников, то стоимость организации выставки в среднем составит порядка 30 тысяч евро. В эту сумму входит гонорар куратора, перевозка работ из-за рубежа, страховка, таможенные выплаты.

Перспективы фотогалерей

Определенно галерей будет больше. Я полагаю, что уже через 5 лет их количество увеличится в разы. Если говорить о перспективах с точки зрения бизнеса, то уже сегодня наблюдается возрастающий интерес состоятельных людей к покупке достойных фоторабот и формированию частных коллекций, что позволяет говорить о формировании полноценного галерейного бизнеса и финансовой поддержке фотомастеров.

Автор: куратор Галереи Классической Фотографии Марк Коберт